«Динамо» — «Зенит»: ничья в пользу москвичей.

Лидер и, по большинству оценок специалистов, фаворит футбольного  первенства России прибыл из северной Пальмиры в гости к столичному «Динамо», явно рассчитывая на победу. За это говорили и их первое текущее место в турнирной таблице, и статусный тренер команды Роберто Манчини, который собрал в составе клуба из Санкт-Петербурга звёздный коллектив, где одних только аргентинцев набралось аж 5 человек.

Что тут скажешь: когда за твоей спиной такой частно-государственный гигант как компания «Газпром», любые мечты уже не покажутся сказкой. Ведь даже скамейка запасных «Зенита» — это полноценный второй состав, который мало чем уступает стартовому.

Но столкнувшись с насыщенной обороной соперника, которая действовала уверенно и слаженно, футболисты «Зенита» не только не сумели создать им сколько-нибудь серьёзных проблем при защите собственных ворот, потому как действовали слишком медленно и предсказуемо, но и сами с трудом удержали свои ворота в неприкосновенности, то и дело, нарываясь на острые контратаки динамовцев.

 

Ничейный результат этой встречи хозяева поля могут явно занести себе в актив. Что подтвердили своей поддержкой и их болельщики, проводив с поля аплодисментами свою любимую команду. Кроме всего прочего, динамовцы показали будущим соперникам «Зенита», каким способом можно удержать команду из северной столицы, если та надеется кого-то победить на одном только классе.  А учитывая тот факт, что Манчини собрал свою команду в этом составе только перед стартом первенств, такие проблемы с преодолением насыщенной обороны плотно обороняющихся соперников могут у него ещё возникнуть ни однажды.

В связи с отсутствием результативных действий на футбольном поле «Арены Химки», где 10 сентября и состоялась эта встреча, я хотел бы высказаться чуть больше о спортивном репортаже как таковом. В частности — о футбольном: ведь эта игра на любом континенте земного шара, за исключением Северной Америки, где царствуют бейсбол и американский футбол, игра номер один.

Спортивный репортаж — это особенный жанр фотографии, где важно суметь поймать не только яркие эпизоды единоборств, но и живые эмоции спортсменов, как победителей, так  и побеждённых, а также болельщиков, которые вместе со своими кумирами переживают переменчивую гамму чувств, то приводящих их в радостный экстаз, то погружающих в глубокое отчаяние. Но на то это и спорт, что такие эмоции – неотъемлемая часть зрелища, где второго дубля уже не представится. 

Что нужно фотографу, чтобы снимать профессиональный спорт? Об аппаратуре я чуть позже выскажусь. Но, на мой взгляд, в первую очередь, нужно ясно чувствовать и понимать, что взволнует людей, а что оставит их безучастными. Потому в этом занятии не менее важны такие вещи как любовь и понимание того вида спорта, который ты снимаешь и уважение к спортсменам, которые тратят свои лучшие годы на столь тяжёлое для человека занятие. Кроме того, фотокорреспонденту нужно быть в курсе всех карьерных зигзагов в жизни спортсменов. Это поможет не просто фиксировать происходящее, но и с помощью фотографий передавать какой-то сюжет, какую-то историю, наиболее ярко и ёмко иллюстрируя моменты, которые никого не оставят безразличными.

 

Работа спортивного репортёра непосредственно на стадионе начинается с получения аккредитации. На одни мероприятия выдают сезонные аккредитации, на другие – нужно подавать заявки на разовые аккредитации и каждый раз ждать одобрения. Отличия в оформлении этих  документов зависят от организаторов мероприятий.

Каждый стадион, на котором приходилось снимать футбольные матчи, имеет свои особенности. И не везде организаторы создают все необходимые условия для плодотворного освещения мероприятия. Часто на небольших стадионах выделяют очень узкие коридорчики, где дозволяется стоять фотографам, которым строго настрого запрещают сдвигаться в любую сторону. Не всегда организаторы понимают, что если перед тобой то и дело бегают разминающиеся запасные игроки или в кадр постоянно попадает боковой судья, качественных фотографий с таких выделенных диспозиций будет значительно меньше.

 

«Арена Химки» в этом плане отличается очень грамотным подходом к работе фотокорреспондентов. Чёткие указатели помогают представителям прессы найти их отдельный вход на стадион, где пройдя проверку через металлоискатель, ты  получаешь заветную аккредитацию, в которой указаны твои личные данные, должность, наименование издания, которое ты представляешь, порядок поведения на данном мероприятии и места, где тебе дозволено находиться. Сдав в залог своё редакционное удостоверение, ты получаешь манишку, которую одеваешь поверх одежды. Она вместе с аккредитацией даёт тебе право находиться на стадионе и вести съёмку. На самом стадионе для представителей прессы выделена отдельная комната. Она оборудована столами и шкафчиками с замками, где есть всё для подготовки к выходу на арену стадиона и послематчевой работе по выбору и передачи фотографий в редакцию через Интернет по сети Wi-Fi.  Здесь же рядом есть туалетная комната и кафе, где представители прессы могут подкрепиться до и после матча. Предматчевую тренировку и саму игру можно снимать в основном за воротами. Иногда выделяются дополнительные места за рекламными щитами вдоль боковой линии ворот ближе к углам поля. На некоторых стадионах организаторы предоставляют стульчики, позволяющие не проводить на ногах весь матч. Иногда фотокорреспонденты приносят такие стульчики с собой. Это очень актуально особенно для тех, у кого очень тяжёлая и громоздкая техника, которую удерживать не менее двух часов в руках без монопода и, при этом ни разу не присев, просто нереально.

Но пока матч не начался, я, как и другие фотокорреспонденты снимаю антураж мероприятия. Ищу яркие лица среди зрителей, которые приходят на стадион в клубной амуниции, с флагами, баннерами и т. д. В процессе самой игры тебе тоже нужно ловить эмоции болельщиков и самых ярых фанатов, без которых зрелище состояться не может. Так ты передаёшь атмосферу данного действа.

Мне приходилось вести съёмку и днём и вечером. В этот раз матч начался в 14:00.  Это идеальное время суток для подобных съёмок. Особенно, когда небо безоблачное и не льёт проливной дождь. Погодные условия очень сильно влияют на работу фотографа: приходится думать и о себе любимом и о технике, что в твоих руках.

Вообще, наиболее правильное место для фотографа, с которого следует вести съёмку – это место, когда солнце находится у тебя за спиной и равномерно освещает лица спортсменов. Фотографы со светосильными объективами-пушками 300 мм и выше в основном располагаются ближе к тем угловым флажкам, что рядом со скамейками запасных, получая, таким образом, более широкий угол обзора и возможность удобной съёмки эмоций тренеров. Это не обязательное условие, но чаще всего встречающееся. Стоять совсем близко к воротам особого смысла нет, так как при развитии атак на другом фланге  тебе будет видна, в основном, только сетка и штанги вратарских ворот. Съёмки же непосредственно за воротами ведут чаще всего только в случае пробития пенальти. Вот тогда может получиться эффектный кадр.

Не всегда удаётся занять идеальное место для работы, так как опытные фотографы спешат первыми там оказаться. Впрочем, даже если ты занял, казалось бы, очень удобное место, рядом с тобой могут оказаться фотографы, которые либо будут мешать тебе  тем, что их длиннющие объективы с блендами перекрывают обзор, либо ты сам будешь кому-то мешать в тех случаях, когда ты выдвигаешься чуть вперёд, чтобы чужие камеры не попадали тебе в кадр.

Поэтому иногда удобнее ни с кем не ругаться и уйти  в другое место.

Все эти моменты влияют на съёмку, но самое главное — это то, какой аппаратурой ты снимаешь и какая на ней стоит оптика. Если всё это не топ-уровня, то фотограф будет всё равно не в выгодных условиях перед теми, кто ей обладает, как бы классно он не работал с композицией кадра.

По поводу техники топ-уровня для спортивных репортажей — это реальность, подкреплённая личным опытом. Некоторые камеры и объективы большинству даже штатных фотографов футбольных клубов и небольших изданий не доступны из-за их высоких до безобразия цен. Не говоря уже о фотографах-фрилансерах.
Поэтому и мне и многим другим фотографам приходится идти на компромиссы, приобретая некоторые объективы б/у и не флагманские камеры, стараясь выжать из этого максимум возможного с помощью правильных настроек, грамотно выбранных композиций и собственно любви и понимания спорта. Хотя желание обладать аппаратурой, которая позволит тебе достигать наилучшего результата, всё равно остаётся.

Вообще, чтобы вести профессиональную фотосъёмку спортивных мероприятий, нужно изрядно потратиться. Поэтому каждый, кто решил этим заняться, должен чётко понимать, чего очень добиться: делать такие снимки, которые он когда видел в ведущих спортивных изданиях или просто попробовать для себя что-то новое в фотографии. Причиной этого вывода является понимание того факта, что для съёмок в вечернее время, и тем более в залах, если снимаешь там, не обойтись без дорогих светосильных объективов с максимальной диафрагмой f/2.8 или хотя бы f/4. И то — это уже некоторый компромисс, если не хочешь получить значительного усиления шумов на высоких значения ISO. С тобой должно быть две фотокамеры, так как менять объективы в процессе съёмки не реально. Иначе обязательно упустишь что-то очень важное. Причём понадобятся камеры, способные вести съёмку на высоких значениях ISO,  при этом иметь низкие шумы и выдавать минимум 10 кадров в секунду, чтобы не упустить  того самого кадра, который возможно придётся выбирать из пары десятков.  Как человек, предпочитающий технику Canon, я буду называть модели именно данной фирмы. Для таких съёмок лучше всего подойдут камеры EOS 1D X или самая новая модель EOS 1D X Mark II с её прекрасным автофокусом. На сегодняшний момент я такими камерами не обладаю. Пользуюсь кроп-камерой со значением  х1,6 – 7D Mark II с 10 кадрами/сек. и полнокадровой 5D Mark III, который выдаёт 6 кадров/сек. (для спорта такой скорострельности часто не хватает). Для панорам и съёмок в упор использую широкоугольный объектив Canon EF 24mm f/1.4L II USM. А основной для меня объектив – это  Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM. Если ставлю его на камеру 7D Mark II, то получаю фокусное расстояние 112-320mm. Что очень помогает для съёмок на дальних для моего взора участках поля. Пользуюсь также экстендером Canon Extender EF 1.4x III. С ним диафрагма становится f/4, что вполне допустимо, если камера позволяет работать на высоких ISO.

Помимо всего прочего, спортивному фоторепортёру обязательно  придётся потратиться и на аксессуары – высокий и надёжный монопод (я пока его не приобрёл), с моим высоким ростом придётся изрядно раскошелиться, плечевой ремень для двух фотокамер, фоторюкзак, несколько дополнительных аккумуляторов, карт памяти и других мелких предметов.

Но самое интересное, что меня это нисколько не отпугивает, а наоборот побуждает двигаться дальше в стремлении постичь красоту спортивной фотографии, невзирая на то, что это занятие требует таких серьёзных материальных вложений.

Олег Бухарев.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *