Бразильцы и французы недвусмысленно указали российской сборной её место в мировом футболе.
В преддверии домашнего Чемпионата Мира по футболу, который пройдёт этим летом в нашей стране, российская сборная провела два контрольных матча с грандами мирового футбола: сборными Бразилии (23 марта) и Франции (27 марта).
За малым исключением обе команды прибыли в нашу страну в боевых составах. Главной потерей у бразильцев был травмированный форвард Неймар. У французов же все оказались в строю: Погба, Мбаппе, Гризманн, Льорис, Марсьяль и многие другие. Изначально фаворитами в обоих поединках считались наши именитые соперники, и ожидать равной с ними игры было бы, по меньшей мере, наивно. Но проверить свои силы на фоне команд, где что ни игрок, то звезда мирового или европейского футбола, нашему тренерскому штабу во главе со Станиславом Черчесовым было весьма полезно. Конечно, два поражения со счётом 0:3 и 1:3 соответственно, очень неприятны, и оптимизма российским болельщикам не прибавили. Но они ясно показывают наш реальный уровень готовности, который, объективно, не столь высок, но который вполне реально подтянуть, чтобы не быть статистами на мировом футбольном форуме.
В любом случае, победы над «футбольными карликами» вроде Мальты или Фарерских островов вряд ли принесли бы нашей сборной больше пользы.
Если задаваться вопросом: могла ли сборная России сыграть с Бразилией и Францией лучше, то, учитывая уровень соперников, они нам сейчас не по плечу. Только оптимальный состав во всех линиях и детальное изучение слабых и сильных сторон противостоящих нам команд, может помочь нашей сборной предложить сколько-нибудь достойную контригру.
У большинства болельщиков и специалистов много вопросов вызывает частая ротация стартового состава. Учитывая близость мирового первенства, это видится странным. Не пора ли уже определиться с костяком и наигрывать командные связи в боевых условиях контрольных игр?! Сейчас же от матча к матчу меняется половина стартового состава, и до сих пор не понятно: на кого тренерский штаб делает ставки в той или иной линии. Конечно, есть и объективные причины неудачной игры нашей сборной, особенно в обороне: травмы ведущих центральных защитников Васина и Джикия сказываются. Плюс ко всему, многоопытные братья Березуцкие завершили свои выступления в сборной страны. А их помощь была бы сейчас весьма кстати.
Но всё же, куда более весомой причиной этих поражений является более слабая атлетическая и техническая подготовка российских футболистов, которые уже много лет не востребованы в ведущих европейских чемпионатах. А редкие исключения в этом вопросе лишь подтверждают сей неоспоримый факт.
Что касается условий работы для журналистов на этих двух стадионах, а также удобств для зрителей, то в этом аспекте организаторам ещё есть, где внести некоторые коррективы.
Как спортивные сооружения столичная арена в Лужниках и стадион на Крестовском острове в Санкт-Петербурге – прекрасные стадионы. Но всегда нужно помнить и понимать, что на спортивные мероприятия приходят люди, которые хотят на них чувствовать себя комфортно и не испытывать лишних проблем.
Конечно, за время, прошедшее после введения этих стадионов в эксплуатацию многое изменилось к лучшему, но пока что эти процессы не доведены до того состояния, когда торжествует профессионализм и здравый смысл. «Лужники» в этом плане продвинулись дальше: туда и добираться удобнее – рядом две станции метро и станция МЦК. На стадион же «Санкт-Петербург», что на Крестовском острове, приходится идти пешком от ближайшей станции метро не менее получаса. Организация работы камер хранения пока далека от совершенства: обслуживающего персонала явно не достаточно для большого количества болельщиков, решивших сдать свои громоздкие вещи. Это приводит к возникновению огромных очередей.
Относительно мер безопасности: при входе стадион необходимо пройти так называемый входной контроль, при котором проводится досмотр болельщиков и их вещей. Процедуру досмотра проводят сотрудники службы безопасности. При этом применяются стационарные и портативные металлоискатели. Кроме этого, используют рентгенотелевизионные интроскопы и газоанализаторы. Из-за тщательного досмотра возникают очереди. Зрители очень часто попадают на трибуны уже по ходу матча. Например, на стадионе в северной столице, журналистов досматривали с особой тщательностью, требуя не просто достать из рюкзаков и сумок уже прошедшую через все детекторы фототехнику, а включить её и сделать снимки, дабы убедиться, что это не муляжи. Зрителей досматривали ещё дотошнее: под подозрение попадали книги, фрукты и даже предметы личной гигиены, которые были с собой у тех болельщиков, которые приехали на матч из других городов.
Безопасность на стадионах и на прилегающих к ним территориях очень важна. С этим никто не спорит. Здравомыслящие люди относятся к этому с пониманием. Но важно не доводить все эти меры до абсурда. Хотелось бы, чтобы везде работали профессионалы своего дела, которые не рассматривают всех, кто идёт на стадион, как потенциальных преступников. Это касается и действий стюардов внутри самого стадиона. Важно, чтобы они не просто стояли в том или ином месте, а могли бы что-то подсказать и куда-то направить, если их об этом попросят. Часто же встречаются персонажи, главной установкой которых является одно: не пускать туда, куда не положено.
Иногда и меня, и моих коллег это вводило буквально в ступор.
Например: на стадионе «Лужники» во время разминки по непонятной всем фоторепортёрам причине было запрещено вести съёмку от боковой линии поля. Нам объясняли, что в этот момент мы все должны стоять только за линией ворот. Много раз был на разных стадионах, но нигде о таких порядках не слышал. На резонный вопрос моего коллеги, когда можно будет оттуда снимать, сотрудница ответила, что это разрешено только тогда, когда футболисты покинут поле. Такой ответ заслуживает цитирования.
Что касается работы медиаслужб, то техническая сторона вопроса, особенно в «Лужниках», поставлена на высочайшем уровне. Для пишущей прессы и фотокорреспондентов созданы прекрасные условия. Хочется надеяться, что к чемпионату мира все мелкие шероховатости будут устранены, и ни у кого не будут возникать претензии по скорости работы сети Wi-Fi.
Главной же проблемой является человеческий фактор: все службы на стадионе обязаны работать, прежде всего, во благо человека. Каждый пришедший на матч должен чувствовать, что ему здесь рады, что посещение стадиона – это праздник, а не испытание его нервов.
Если говорить о настройках фотокамеры, то и в «Лужниках» и на арене «Санкт-Петербург» было прекрасное искусственное освещение, поэтому каких-то трудностей в этом плане не наблюдалось. И не смотря на то, что матчи проводились в вечернее время, ISO не приходилось задирать до высоких значений.
На футболе я, как правило, использую два фотоаппарата, чтобы по ходу матча не менять то и дело объективы. На одном аппарате у меня был установлен объектив Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6 II USM, на втором — Canon EF 24-70mm f/2.8 II USM. Для удобства съёмки со мной всегда монопод Manfrotto. Чаще всего, на футболе я выставляю выдержку в 1/1000 сек, а диафрагму — на f/5.6 для оптимальной глубины резкости. Конечно, иногда приходится вносить небольшие корректировки по ходу действия. Тем более, что на футболе снимаешь не только динамичные сцены, но и портреты отдельных спортсменов с красиво размытым задним фоном. В этом случае выдержку удлиняю, а диафрагму максимально открываю. Но лучше учитывать все нюансы съёмок заранее. Поэтому важно приходить на стадион загодя, чтобы по ходу матча как можно меньшее количество кадров уходило в брак из-за неточных настроек камеры. Это относится и к ситуации, когда снимаешь зрителей на трибунах, на которых попадает меньше света, а, следовательно, нужно либо увеличивать выдержку, либо повышать значение ISO. Смотришь по факту, чтобы и объект съёмки был не тёмным, и шумов в кадре наблюдалось поменьше.
Результат же твоих съёмок – это совокупность правильной технической подготовки, творческого подхода к работе и внимательности на протяжении всего спортивного действа.
Фотоальбом с матча Россия-Бразилия здесь
Фотоальбом с матча Россия-Франция здесь
Олег Бухарев.